Клише для имманентного анализа стихотворения.
Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская)
|
Стихотворение «…» принадлежит к...лирике
Стихотворение представляет собой яркий пример...лирики
Стихотворение может быть отнесено к... лирике
|
Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя
|
В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …
Можно сказать, что лирический герой…
|
Тема - вопрос, которого касается автор
|
Автор «…» развивает традиционную тему…Это стихотворение посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…
|
Идейный уровень(идея, эмоция)
|
Автор хотел донести до читателя мысль о том…Этим стихотворением автор хотел сказать, что…Здесь высказано мнение автора…
В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)
… звучит мотив грусти…
|
Выделение композиционных частей(если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция
|
Стихотворение состоит из … строф…
Произведение построено…
Оно имеет четкую структуру..
Кульминация стихотворения приходится на…
|
Истолкование названия
|
Стихотворение названо так потому, что…
|
Характеристика образов(существительные-образы)
|
В первой строфе возникают образы (существительные)…
Во второй строфе автор говорит…
|
Художественно-выразительные средства
|
Сквозь строфы тянется цепь тропов…Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют…
|
Действия и состояния(глаголы-проблемы)
|
Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы
... отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)
|
Пространство, время
|
Пространство представлено весьма интересно…(описание комнаты и всего что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)
Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое ,настоящее, будущее)
|
Стилистический уровень(лексика, рифма, синтаксис)
|
Автор в произведении использует (высокую,низкую) лексику
Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма… Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку…
В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)
Используемые предложения построены …
|
Фонический уровень(размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс)
|
…В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…
В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…Размер стихотворения - ...
Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…
|
Имманентный анализ стихотворения Ивана Бунина
«Настанет день - исчезну я…»
Настанет день – исчезну я
А в этой комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
Произведение Ивана Бунина «Настанет день - исчезну я…» принадлежит к философской лирике. Это стихотворение можно рассматривать как размышление автора о жизни и смерти. Бунин хочет донести до читателя мысль о том, что его скоро не станет, а мир будет все так же прекрасен. Стихотворение представляет собой синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма.
В произведении возникают образы: комната, стол, скамья, образ, ( то есть предметы интерьера), я, бабочка (то есть живые существа), море, небо, простор (символы вечности).
Интересна метафора «дно неба», используемая автором, она уводит слушателя в космос. Автор использует вроде бы антитезу в использовании двух образов( я – бабочка) , однако это может быть расценено и как уподобление(я словно бабочка). Немаловажную роль играют в тексте эпитеты: пустая комната, пустынный простор, они словно напоминают об одиночестве человека в этом мире.
Автор использует глаголы, содержание которых отражает проблемы, затронутые автором (порхать-жить, веселиться; трепетать- переживать, любить, страдать; шуршать-работать).
Пространство в стихотворении представлено весьма интересно: от описания интерьера к космосу, вечности.
В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как инверсия(простор пустынный), что создает впечатление монументальности, торжественности происходящих событий. В основе ритма стихотворения четырехстопный ямб.