Клише для имманентного анализа стихотворения.

Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская)

Стихотворение «…» принадлежит к...лирике

Стихотворение представляет собой яркий пример...лирики

 Стихотворение может быть отнесено к... лирике


Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя

 

В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …

Можно сказать, что лирический герой…

 

Тема - вопрос, которого касается автор

 

Автор «…» развивает традиционную тему…Это стихотворение посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…


Идейный уровень(идея, эмоция)

Автор  хотел донести до читателя мысль о том…Этим стихотворением автор хотел сказать, что…Здесь высказано мнение автора…

В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)

… звучит мотив грусти…


Выделение композиционных частей(если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция

 

Стихотворение состоит из … строф…

Произведение построено…

Оно имеет четкую структуру..

Кульминация стихотворения приходится на…

Истолкование названия

Стихотворение названо так потому, что…


Характеристика образов(существительные-образы)

В первой строфе возникают образы (существительные)…

Во второй строфе автор говорит…


Художественно-выразительные средства

 

Сквозь строфы тянется цепь тропов…Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют…


Действия и состояния(глаголы-проблемы)

Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы

... отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)


Пространство, время

Пространство  представлено весьма интересно…(описание комнаты и всего что в ней,  от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)

Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое ,настоящее, будущее)

 

Стилистический уровень(лексика, рифма, синтаксис)

Автор в произведении использует (высокую,низкую) лексику

Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма… Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку…

В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)

Используемые предложения построены …


Фонический уровень(размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс)

…В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…

В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…Размер стихотворения - ...

Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…

 



Имманентный анализ стихотворения Ивана Бунина

«Настанет день - исчезну я…»

Настанет день – исчезну я

А в этой комнате пустой

Всё то же будет: стол, скамья

Да образ древний и простой.

И так же будет залетать

Цветная бабочка в шелку,

Порхать, шуршать и трепетать

По голубому потолку.

И так же будет неба дно

Смотреть в открытое окно,

И море ровной синевой

Манить в простор пустынный свой.

 

   Произведение Ивана Бунина «Настанет день - исчезну я…» принадлежит к философской лирике. Это стихотворение можно рассматривать как размышление автора о жизни и смерти. Бунин хочет донести до читателя мысль о том, что его скоро не станет, а мир будет все так же прекрасен. Стихотворение представляет собой синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма.

   В произведении возникают образы: комната, стол, скамья, образ, ( то есть предметы интерьера), я, бабочка (то есть живые существа),  море, небо, простор (символы вечности).

   Интересна метафора «дно неба», используемая автором, она уводит слушателя в космос. Автор использует вроде бы антитезу в использовании двух образов( я – бабочка) , однако это может быть расценено и как уподобление(я словно бабочка). Немаловажную роль играют в тексте эпитеты: пустая комната, пустынный простор, они словно напоминают об одиночестве человека в этом мире.

   Автор использует глаголы, содержание которых отражает проблемы, затронутые автором  (порхать-жить, веселиться; трепетать- переживать, любить, страдать; шуршать-работать).

   Пространство в стихотворении представлено весьма интересно: от описания интерьера  к космосу, вечности.

   В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как инверсия(простор пустынный), что создает впечатление монументальности, торжественности происходящих событий. В основе ритма стихотворения четырехстопный ямб.

 

 

© luhovtseva-ln

Бесплатный хостинг uCoz