Односоставные предложения. Определённо-личные предложения.

 

План урока:

  1. I.      Повторение сведений о предложении в форме фронтального опроса;
  2. II.     Умение находить односоставные и двусоставные предложения;
  3. III.    Объяснение нового материала;
  4. IV.    Смысловая роль определённо-личных предложений;
  5. V.     Закрепление (тест);
  6. VI.    Подведение итога урока;
  7. VII.   Домашнее задание.

 

 

Ход урока.

 

I. Повторение сведений о предложении в форме фронтального опроса.

  • Что называется грамматической основой предложения?
  • Какие предложения бывают по цели высказывания, интонации?
  • На какие группы делятся предложения по количеству грамматических основ?
  • На какие группы делятся простые предложения по строению грамматических основ?

 

II. Запись предложения с выделением грамматических основ.

 

Учись у них – у дуба, у березы.

Кругом  зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слёзы.

И треснула, сжимаяся кора.

 

Учащиеся делают вывод: по наличию главных членов предложения могут быть односоставными и двусоставными.

 

III. Объяснение нового материала.

1) На экране спроецирована фотография с Бахчисарайским фонтаном и пояснительным текстом.

2) Записываем под диктовку. Проводим синтаксический разбор определённо-личных предложений. Показываем, чем выражено сказуемое и как мыслится подлежащее.

 

Фонтан любви, фонтан живой!

Принёс я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слёзы.

Твоя серебряная пыль

Меня кропит расою хладной.

Ах, лейся, лейся ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль.

А.С.Пушкин

 

3) На экране показывается таблица со структурными особенностями определённо-личных предложений со способами выражения сказуемого в них.

 

Определённо-личные предложения

Способы выражения сказуемого

Примеры

1. Гл., 1лицо, ед.ч., наст.вр., изъявительное наклонение

 

2. Гл., 2лицо, мн.ч., наст.вр., изъявительное наклонение

 

3. Гл., 1лицо, мн.ч., наст.вр., изъявительное наклонение

 

4.Гл. в повелительном наклонении

Люблю тебя, Петра творенье!

 

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье.

 

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

 

Красуйся, град Петров!

 

Обращаем внимание на то, что определённо-личных предложениях часто встречаются обращения.

 

IV. Переходим к смысловой роли определённо-личных предложений.

           я

Люблю дымок спалённой жнивы.

 

Как вы видите, в предложении подлежащего нет, но оно как бы живет в окончании ю.

Подлежащее в таких предложения не обязательно, так как окончания глаголов определённо указывает на лицо и число.

Определённо-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредотачивается на действии. Используется в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторов личных местоимений.

 

Все вышесказанное подтверждаем примерами. Записываем и анализируем их.

 

 1) Взыграйте ветры, взыграйте воды,

 Разрушьте гибельный оплот –

 Где ты гроза – символ свободы?

 Промчись поверх невольных вод

 

2) Гляжу как безумный на черную шаль.

 И хладную душу терзает печаль.

 

- найти определённо-личные предложения.

- подчеркнуть грамматические основы.

 

V. Самостоятельная работа. Тест.

 

VI. Итог урока:

  • Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
  • Какие предложения называются определённо-личными?
  • В каких стиля речи могут быть использованы определённо-личные предложения?

 

На экране спроецированы слова М.В.Ломоносова:

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит».

 

VII. Домашнее задание.

Выписать из учебника геометрии текст с определённо-личными предложениями, ответить на вопрос: почему уместны в описании математических доказательств эти предложения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© luhovtseva-ln

Бесплатный хостинг uCoz