Односоставные предложения. Определённо-личные предложения.
План урока:
Ход урока.
I. Повторение сведений о предложении в форме фронтального опроса.
II. Запись предложения с выделением грамматических основ.
Учись у них – у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слёзы. И треснула, сжимаяся кора.
Учащиеся делают вывод: по наличию главных членов предложения могут быть односоставными и двусоставными.
III. Объяснение нового материала. 1) На экране спроецирована фотография с Бахчисарайским фонтаном и пояснительным текстом. 2) Записываем под диктовку. Проводим синтаксический разбор определённо-личных предложений. Показываем, чем выражено сказуемое и как мыслится подлежащее.
Фонтан любви, фонтан живой! Принёс я в дар тебе две розы. Люблю немолчный говор твой И поэтические слёзы. Твоя серебряная пыль Меня кропит расою хладной. Ах, лейся, лейся ключ отрадный! Журчи, журчи свою мне быль. А.С.Пушкин
3) На экране показывается таблица со структурными особенностями определённо-личных предложений со способами выражения сказуемого в них.
Обращаем внимание на то, что определённо-личных предложениях часто встречаются обращения.
IV. Переходим к смысловой роли определённо-личных предложений. я Люблю дымок спалённой жнивы.
Как вы видите, в предложении подлежащего нет, но оно как бы живет в окончании ю. Подлежащее в таких предложения не обязательно, так как окончания глаголов определённо указывает на лицо и число. Определённо-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредотачивается на действии. Используется в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторов личных местоимений.
Все вышесказанное подтверждаем примерами. Записываем и анализируем их.
1) Взыграйте ветры, взыграйте воды, Разрушьте гибельный оплот – Где ты гроза – символ свободы? Промчись поверх невольных вод
2) Гляжу как безумный на черную шаль. И хладную душу терзает печаль.
- найти определённо-личные предложения. - подчеркнуть грамматические основы.
V. Самостоятельная работа. Тест.
VI. Итог урока:
На экране спроецированы слова М.В.Ломоносова: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит».
VII. Домашнее задание. Выписать из учебника геометрии текст с определённо-личными предложениями, ответить на вопрос: почему уместны в описании математических доказательств эти предложения?
|
|
© luhovtseva-ln |